ПОДАРИ МНЕ «НЕТ»

Почему я хочу заставить кого-либо ответить отказом на мою просьбу? Можно представить себе ситуацию, в которой классный руководитель на первом родительском собрании говорит «Нам нужно собрать на шторы 100 000 рублей…» Все родители «Да вы что!? Какие сто тысяч!? Вы с ума сошли!?»
«Хорошо» говорит ведущий собрание. «Но хотя бы 40 000 нам надо собрать, меньше никак…».
«Ну это другое дело» говорят родители, «Сорок это еще туда-сюда, но не сто же!»
Стратегия называется отказ с уступкой. Это древний социальный закон, когда человек делился с другим вещью, едой или услугой, то он ожидал ответной услуги. Те кто такому закону не следовал — то есть не предоставляли ответную услугу — те оказывались вне племени, сами по себе. Потому что кому интересно делится если обратно делится человек не хочет?
Сейчас общество в разы более плотно и многочисленно, а еда или вещи стали стоить дешево (с точки зрения доступности), но закон остался.
В переговорах эта стратегия может быть реализована двояко:
1. Можно выдвинуть завышенные требования, получить «нет», а после обсуждать уже реальные условия
2. Можно сделать «шаг навстречу» оппоненту, например, отдать ему что-нибудь из условий договора. «Мы готовы предоставить вам расширенную гарантию на 5 лет вместо года». «А взамен что?» «Ничего, это подарок»
Есть два ограничения этой стратегии. Во-первых, племен больше нет, люди друг от друга не зависят, поэтому оппонент может просто «слопать» подарок и ничего не дать взамен. Понятное дело, что такой человек в одном коллективе/группе/обществе не проживет, ему надо все время менять круг общения на новый, где его еще не знают, но тем не менее шанс наткнутся на девианта у вас есть. И во-вторых, размер «отдарка» определяет «должник», то есть прежде чем применять эту стратегию, оцените «щедрость» оппонента, чтобы привести свои ожидания размера «отдарка» к реальности.

© 2020 Школа успешного управления // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru